(926)

239-4473

 

Витраж

            Тонкое волшебство витража

     Пространство загородного дома дает необходимый простор для полета самых смелых дизайнерских мыслей. А одним из наиболее изысканных элементов внутреннего декора является витраж. Сказочное сочетание игры цвета, света, фактуры разных стекол с внутренним пространством – стенами, полами, потолками, мебелью – создает настроение радости, придавая неповторимый облик жилищу, превращая обычный дом в «дом с витражом». Витражи отлично подчеркивают архитектурные особенности зданий, заставляя «заиграть» даже самые невзрачные их фрагменты.

     Витраж – один из наиболее «почтенных» по возрасту декоров, относящийся к типу монументально-декоративных искусств. Его изобретение примерно датируется первым тысячелетием нашей эры. Простейшие сочетания кусочков цветного стекла, пропуская через себя дневной свет, создавали особое настроение в древних католических храмах – местах уединения и молитвы верующих, одновременно являвшихся и центрами общественной жизни. Вслед за простейшими геометрическими появились орнаментальные, а позже и сюжетные витражи. Сюжеты были преимущественно религиозными, но и здесь творческая мысль не знала удержу. Постепенно в строгие рамки канонических сцен проникали «вольнодумские элементы»: изображения птиц, животных, пейзажей, детей и пр. Витраж понемногу обретал «светскость», становился престижным элементом отделки дворцов и особняков знати.

    С течением времени изготовление витража претерпело прогрессивные изменения. Совершенствовались способы изготовления стекла, появлялись новые оттенки цвета, дополняя привычное сочетание «красный – синий – белый», шла кропотливая работа над прозрачностью, тощиной и однородностью стеклянной массы. Помимо классической технологии производства появились две другие – «тиффани» и фьюзинг.

               Дело техники

    «Классика жанра» -- наборный витраж. При его создании цветные стекла, вырезанные или отлитые по шаблону соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Данные виды профиля способны объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать витражи большой площади.. Металл создает необходимый прочный каркас, а значит, не деформируется со временем. Такую технику хорошо применять для масштабных витражных «остеклений», но использование более тонкого профиля позволяет создавать и миниатюрные композиции.

    Технология фьюзинга (с англ. fusing – нагрев, плавка спекание) является одной из древнейших методик обработки стекла. В отличие от привычной техники «каркасной» сборки витража, фьюзинг позволяет обойтись без металла в конструкции. «Собранный» на отдельном листе стекла в соответствии с эскизом, витраж спекается при температуре от 600 до 900оС в специальной печи в единый пласт. Деформация фрагментов при этом незначительна, декоративный эффект очень интересен, а прочность изделия высока. При спекании «картин» очень важно правильно подобрать стекло, ведь разные его виды при нагреве ведут себя неодинаково. При помощи фьюзинга можно изготовить как законченный витраж, так и декоративные фрагменты для изделий в технике «тиффани».

    Кстати, именно эта витражная техника, названная по имени своего изобретателя, Луиса Комфорта Тиффани, творившего в конце XIX – начале ХХ в., представляется наиболее интересной из всех. Изготовление витража в этом случае – процесс очень трудоемкий, но безумно интересный, к тому же результаты дает совершенно потрясающие. Каждый фрагмент вырезается, обтачивается, обклеивается и облуживается вручную. «Тиффани» позволяет использовать в создании витража мельчайшие кусочки стекла, вырезанные по самым причудливо изогнутым линиям. Края вырезанных фрагментов шлифуются; затем стеклышко оборачивается самоклеющейся медной фольгой. Такая фольга, кстати, дает возможность соединять фрагменты витража под углом, создавая объемные витражи – вспомните знаменитые ламповые плафоны «Тиффани»! Фольга выпускается с прозрачным или с черным липким слоем. Последний вариант вдвое дороже первого, но без него не обойтись, когда в витраже используется прозрачное или полупрозрачное стекло. Если такое стекло обклеить обычной фольгой, то при взгляде на него под углом в швах будет просвечивать медь, что совершенно не украсит ваш витраж.

    После того, как все складочки фольги разглажены, она обрабатывается паяльником с небольшим количеством олова. При облуживании обернутых медной фольгой фрагментов стекла и спайке их между собой используются различные флюсы (канифоль, пчелиный воск, паяльная кислота). После завершения работ остатки флюсов тщательно смываются с поверхности витража, а швы, по желанию, патинируются специальными составами, либо жидкостями попроще. Например, медным купоросом (эффект медной поверхности), а то и вовсе известным каждой хозяйке «Fairy» (эффект чернения).

    Выбор стекла для производства витража имеет огромное значение.

    Помимо различий по цвету и фактуре, стекла различаются по толщине, плотности и закаленности. Определить качество стекла визуально довольно трудно, но попробовать можно. Большое количество пузырьков внутри стеклянной массы скажет о нарушении технологии изготовления стекла, а разница в несколько миллиметров на разных краях одного и того же листа предупредит о том, что при резке оно, наверняка, проявит себя не лучшим образом. Доброе имя производителя витражного стекла – своеобразная гарантия покладистого «поведения» продукции в работе. Экономия на покупке стекол очень редко оправдывает себя, оборачиваясь, в большинстве случаев, дополнительными расходами.

           С чего начинается сказка

    К мысли расцветить свой дом витражами многие относятся с воодушевлением («Здорово! Какая красота!») и, одновременно, с сомнением («Дорого! Так ли мне это необходимо?»). Замечательно стимулируют принятие правильного решения посещение готических соборов Праги и Парижа, просмотр альбомов и каталогов изделий из художественного стекла и изучение путеводителей по стилю ар нуво. Современные создатели витражей – пока немногочисленные, к сожалению, в один голос утверждают, что витраж – не настолько дорогое удовольствие, чтобы отказываться от его появления в доме. В студиях витража вам с удовольствием дадут консультацию о том, как можно уложиться в бюджет, например, отдав предпочтение не самому дорогому, но качественному стеклу, помогут определиться с размерами стеклянного панно. Вовсе необязательно, хотя это и возможно, начинать с монтажа витражей в радиусных дверях зимнего сада или создания «цветного» потолка. Одним из наиболее популярных мест размещения витражей являются мебельные или стенные ниши с подсветкой. Выглядящие без дополнительного освещения довольно строго и сдержанно, стеклянные картины с подсветкой становятся просто волшебными (яркий пример – витражные панно станции метро «Новослободская»). Витраж можно установить в глухое или открывающееся окно детской, в самую стандартную дверь, заказать торшер или люстру на потолок – и вы станете хозяином маленького шедевра, настоящего чуда хромотерапии (лечение цветом)! Главное – решиться сделать себе и своему дому этот прекрасный подарок.

    Производство любого витража начинается с идеи, воплощаемой в эскизе. Он может быть создан профессиональным художником, дизайнером или самим заказчиком, и представлять собой орнаментальный декор, копию известного шедевра, абстрактное полотно, классические для витража пейзаж, натюрморт или цветочное панно, детский рисунок, восточную композицию – все, что вашей душе угодно. Профессионалы обычно предоставляют несколько вариантов на выбор, а также работают по каталогам. Они могут доработать ваш эскиз, если это потребуется, и помогут определиться, стоит ли помещать столь любимый вами «Томатный суп» Уорхола в барочный интерьер, и, если да, то не надо ли смягчить цветовую гамму «полотна».

    Кстати, на этой же стадии предстоит решить, в какой технике будет исполнен ваш витраж.

          Практическая сторона чуда

    Установку витражей нередко заказывают в уже готовый интерьер. Поэтому очень важно, чтобы «новичок» не нарушил стилистического единства помещения. Витраж, также как и камин, неизменно привлекает к себе внимание, становясь смысловым центром интерьера, формируя особое энергетическое пространство. Один из плюсов витража в том, что он может расцветить и самую безликую обстановку.

    После создания изображения, удовлетворяющего всем требованиям заказчика, эскиз в натуральную величину переносится на бумагу.

    А вы тем временем подтверждаете выбор того или иного стекла, после чего с ним начинает работать мастер. Помните, что при создании витражей играет большую роль не только цвет, но также прозрачность и фактура стекла. В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом – «глухие» стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Также есть стекла с неоднородной окраской, по-разному преломлящие световые лучи. На российском рынке представлены стекла самых разных производителей – от американских (стекла очень качественные и красивые, но довольно дорогие) до отечественных и китайских. Ошибкой было бы использовать для создания стеклянных «картин» промышленное цветное стекло, напоминающее оконное. В витраже оно смотрится бедно и грубо.

    Готовый витраж очень важно правильно установить. Если панно имеет большие размеры, или имеет выгнутую поверхность, его заключают в жесткую металлическую раму, и только после этого монтируют. В случае, когда витраж невелик – предназначен для дверного проема или ниши – его можно просто вставить под штапик без каких-либо дополнительных укреплений. Монтажные швы при необходимости закрываются силиконовым герметиком, но иногда это делается не сразу. Например, витраж в новую дверь лучше установить «на живую», чтобы избежать его деформации в процессе «привыкания» дерева к климату помещения. Со временем дверь даст усадку, и дребезжание, возникающее при открывании и закрывании двери, прекратится. Это же относится и к мебельным нишам.

    Стоимость витража всегда индивидуальна, и формируется следующими факторами: площадь панно, создание эскиза, сложность рисунка, вид техники, стоимость стекла. Витражи бывают как очень дорогими, так и вполне демократичными, доступными по цене. Удовольствие любоваться игрой света, цвета и стеклянной поверхности может обойтись как в 500 условных единиц, так и в десятки и даже сотни тысяч оных. Но это действительно удовольствие с большой буквы.